![[personal profile]](https://www.dreamwidth.org/img/silk/identity/user.png)
Одна из важнейших и труднейших проблем в духовной жизни – поиск духовного руководителя, возвестителя воли Божией о тебе, твоего путеводителя ко Христу. Неосторожность, поспешность, душевная увлеченность избранным руководителем могут стать соблазном и погубить как пасомого, так и самого руководителя. Здесь нужно всецело довериться Богу, сохраняя при этом особенную рассудительность и трезвость. «Господь ведет Вас Своим путем и дает, посылает на этом пути нужных вам людей, так что не ищите сами и учитесь благодарить Бога за Его милости», – писал отец Иоанн в 1986 году.
По отсутствию рассудительности, чрезмерной открытости для внешних, а также по глубоко скрытому тщеславию хотелось поделиться с близкими людьми тем, что советовал мне батюшка Иоанн. Казалось, я творила доброе дело, но старец укорил: «Письма же мои пишутся конкретно определенному человеку… Вот так и расхищаем мы себя сами» (1989). Помимо конкретных советов батюшка часто в ответ на скорбные сетования по поводу горестей дорогих мне людей просто сообщал: «О П. молимся. О. И. у нас бывает …». Он ставил все на свое место пред Лицом Божиим, вручая Ему одному сердца человеческие. Так учил поступать и нас.
Мы в наше время спасаемся, в основном, болезнями и несением скорбных обстоятельств, поскольку внешнее подвижничество не дано нам Богом: слишком много гордости в людях. «А скорби у всех теперь стоят в очередь, и не успеет миновать одна, уже стучится другая – ими же и спасаемся, если терпеливо и с упованием на Подвигоположника живем «…» остальное все принимайте без смущения духа», – писал старец (1989).
Увлечения, горячность в духовной жизни отец Иоанн охлаждал, успокаивал ясностью и трезвостью мысли: «Божие благословение тебе ничего не менять во внешнем рисунке жизни, иначе, действительно, обольщение подстережет, а освободиться от него и более сильным, и более духовно крепким трудно. А потому не надо ничего выдумывать, молитва этого не требует, в моей жизни самая живая и горячая молитва была в местах, казалось бы, самых для нее неподходящих – на толчее многолюдья и среди людей, далеких от всякой духовности. «…» Занимайся своей наукой, она не помеха духовному твоему росту, а наоборот. Надо заниматься тем, что тебе сродни. А вот то, что ограничиваешь себя в пустом, ненужном – это уже духовное делание, и именно оно со временем даст плоды – чистую молитву. «…» Молиться надо и можно обо всех, а память о Боге – тоже молитва. Вот и чередуй труд и молитву, и память о Боге. Божие благословение тебе» (1990). «Ответ один – внимательной жизнью, контролем постоянным над собой, исповедью, Причастием и молитвой преобразуется человек. Это – труд личный, и никто, и ничто не поможет, если сам человек не пашет землю сердца своего» (1989).
После мучительного душевного кризиса Господь даровал нечаянную радость: послал встречу с родным по духу человеком, игуменом К., который увидел главное, чем горело сердце, и стал духовным отцом. Узнав о появлении этого человека в моей жизни, отец Иоанн благословил: «Рад, что душа твоя и сердце нашли отдохновение и пристанище» (1992). Отношения наши складывались непросто и пока еще открыты, но во всяком случае за годы молитвенного общения душа отдохнула, окрепла, получила возможность выстоять во время бури напастей житейского моря.
Из книги "Хранители тишины Христовой"