Предложит ли Путин позитивный проект развития страны?
Победа оппозиции на выборах в Ярославле и грядущие выборы губернаторов вселяют едва не эйфорию, что Путин долго не протянет. А если протянет, то будет вынужден считаться и с регионами, и с мнением гегемона нынешнего протеста – среднего класса. Но не все разделяют подобный оптимизм. Профессор, автор работ по истории СССР, политолог и публицист Сергей Кара-Мурза считает, что нынешний всплеск протестной активности имеет ярко выраженную «оранжевую» окраску. И что люди, которые управляют этим процессом, вовсе не стремятся к укреплению России.
Что происходит сегодня в стране, перед каким выбором стоит Владимир Путин рассуждает профессор Сергей Кара-Мурза.
«СП»: – Сергей Георгиевич, вы действительно считаете, что сегодня над Россией нависла тень «оранжевой» революции?
– На мой взгляд, в России сегодня есть признаки активизации инфраструктуры, которая была создана в 2005 году. Когда происходила «оранжевая» революция на Украине, одновременно в России тоже была создана сеть организаций, которые смогут в нужный момент начать «оранжевую» кампанию.
В 2005-м возникло довольно много молодежных организаций по типу украинской «Пора!». Например, активизировалось молодежное «Яблоко». Каспаров тогда вышел на арену, и за границей стал прямо говорить, что в России – фашистский режим. За Каспаровым начала кампанию западная пресса. А там и все мировые политические силы определились в отношении России. Именно тогда начала создаваться сетевая интернет-структура, социальные сети, через которые миллионы людей могут быть быстро мобилизованы.
Но к концу 2005 года напряженность была снята, конфликта с американцами не произошло. Но все эти организации остались и были законсервированы. Дело в том, что не всегда те, кто организует «оранжевые» революции, ставят целью свержение режимов. Это может быть и средством шантажа.
Рецепт понятен. Внутри страны возникает антигосударственная структура, она находится под защитой норм демократии Запада. Эта структура может существовать активно, а может долгое время находиться в дремлющем состоянии.
Перед выборами 4 марта кампания снова была развернута. Но, судя по ее динамике, и на этот раз не было задачи свергнуть нынешнюю власть. Но Кремлю снова показали: эта система, полуподпольная, в любой момент может быть активизирована. И как средство давления на правительство, на режим – это сильная вещь. Потому что если эта штука будет действовать системно и непрерывно, она измотает любой режим. Значит, в каких-то вопросах угроза таких действий заставляет власть идти на компромиссы.
( зри далее )